Наталья (belayvolhiza) wrote,
Наталья
belayvolhiza

Праздники Кологода. Громница, Сретение, Имболк - 2 февраля

Громница.
Громница (Громницы) – один из старинных славянских святодней Кологода, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы. Подобные праздники встречали по всей Европе, суть их была одна и различными были лишь названия - Громница, День Бригитты, Имболк, Луперкалия, Кандола, Кендлмас и т.д. Это лишний раз подтверждает, что подобный праздник восходит к времени индоевропейского единства, когда предки народов индоевропейской (арийской) языковой семьи (славян, балтов, германцев, кельтов, индусов, иранцев и др.) были одним пра-народом. Отмечается Громница в первых числах лютня (февраля) и знаменует время Великого Перелома, начало конца владычества Марены над миром Яви. С введением христианства большинство языческих праздников было подменены или слиты с христианскими, что и произошло с Громницей. Этот древний праздник в христианской традиции называется Сретением господним, ныне отмечаемый 2 февраля католиками, православными 15 февраля, имеет несомненно языческое происхождение и явную связь с культом Перуна-Громовника.
Считается, что в этот день, единственный за всю зиму, можно услышать раскаты грома, когда Зима-Морена дает первый бой юной Весне. Происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом, потому в этот праздник славят Громовержца Перуна и Богиню Громовницу. У южных славян Богиню зовут Громовицей, на Украине - Паляницей. Восточные славяне почитают жену Перуна Додолу, Перуницу. Существует также в русской традиции и имя Молоньица, так Царица-Молоньица, жена Царя-Огня упоминается в сказке "Кузьма Скоробогатый". А в Велесовой книге (даже если говорить о ней, как о Литературном художественном источнике) говорится: «Летит во Сварге Перуница и несёт рог славы, чтобы его испили мы до дна. А поле наше должны мы с вами отобрать у наших у врагов (…) И павшему на поле битвы Перуница даёт воды живой отпить. И выпьет он её и пойдёт во Сваргу на коне белом». Перуница – это волевая, сильная сторона женского начала. Во многих песнях и сказках упоминаются образы женщин-богатырш (Василиса Микулишна, Усоньша-богатырша), другое их название Девы-поляницы (паляницы). Эти девы бились наравне с мужчинами своего племени и нередко одерживали верх, иногда силой, а иногда ворожбой и хитростью. Само название, возможно, берет свое начало от слова "поле" - поле битвы, поле брани. Перуница - первая помощница Перуна и его соратница, его дочь, сестра, супруга (в различных версиях). Здесь можно провести параллель с древнегреческой богиней-Афиной, Дева-Воительница, дочь Громовика-Зевса, порожденной самим Зевсом из своей гОловы, его ипостась в женском обличии, независимая сильная личность.
Спустя века сложно определить, кого именно почитали больше в этот день Громовника или Богиню-Громовницу, но громовые раскаты или ярая молния в начале зимнего месяца говорят сами за себя, что почиталось божество Грома, А кто именно оказывал противборство хладным силам тьмы Перун или Паляница сути праздника не меняет. Как отражения Небесного огня (Молоний), главным атрибутом этого праздника была особая громничная свеча. Воск был хорошо, известен нашим предкам занимавшимся бортничеством, потому утверждение, что свечи появились на Руси лишь с появлением первых христианских священников ошибочно. Для Громничной свечи заготавливался воск заранее наилучшего качества, изготовлялись эти свечи в последний шесток перед праздником. В Белорусии Громницы, как олицетворение Перуновой силы отливались преимущество мужчинами хозяевами дома, чем больше получалась свеча, тем благополучнее считался будущий год. В Украине Громницы изготовлялись в основном женщинами, три свечи сплетались "в косу", расходясь кверху маленьким Трезубцем (символ единства тремирья Яви, Нави и Прави). До введения христианства громовая свеча зажигалась на Перуновом капище, после христианизации славян – во время богослужения в церкви. Осевещенной на Капище свечой творили дома громничные обряды. Над головой каждого из домашних рисовали огненные кресты, как бы "подсмалвалi" волосы, обходили весь дом посолонь с зажженной свечой, обжигая каждый угол, чтобы выжечь все лихо из дома, рисовали огненные коловраты на стенах, призванные защитить жилище. Хлев также защищали огненными узорами, разламывали часть свечи на несколько кусков, по числу голов скота, подпаливали им шерсть и закатывали в шкуру капли воска, защищая скотину от падежа. Громничные свечи хранили в течении всего года, зажигая в дни больших праздников, рождения или болезни. Вообще Громницы считались мощным народным магическим средством. Летом славяне верили, что зажженная на подоконнике свеча сбережет дом от удара молнии и пожара. Воск громницы носили как оберег, давали в качестве лекарства, брали с собой, когда шли свататься, давали в руки больному, чтобы облегчить его уход в иной мир или отогнать болезнь. Громовую свечу выносили и в поле с началом жатвы и сева, считали, что она охраняет межи и оберегает нивы от вредителей и заломов. ТО есть использовали во всех областях человеческой жизни, почитая мощным оберегом, храня ее в Красном Куте.
Наблюдая за погодой в этот праздник, наши предки ворожили о будущем лете. Гроза совсем не обязательное явление 2 лютеня, но услышав гром, люди ждали скоро прихода тепла. Но как мы знаем "скорое тепло" не всегда хорошо, например у белорусов есть поверье, что «калі гром грыміць на зялёны лісток, то будзе багаты гадок". Если же первый гром упадёт на голый лес, то считалось, что год будет неурожайным. Если же первый гром упадёт на голый лес, то считалось, что год будет неурожайным. И, наблюдая эту закономерность, древние славяне старались задобрить Перуна-Громовника в этот день и приносили ему жертвы, а Маланьицу чествовали песнями, просили у ней скорейшей весны.

«Ой Додола-Додолюшка, Перуница светлая!
Муж твой в походе, правь воеводит;
Дива в лесах, крышень — в небесах.
Сойди к славянам молнией рьяной!
У нас вдоволь хлеба — сойди к нам с неба!
У нас вдоволь соли — не лиши нас доли!
Сойди громливо, сойди счастливо,
Сойди красиво — честным людям на диво!
Додола славна, на надежду дана!»

Наблюдая на Громницы за погодой, люди заметили, что какая погода будет первого числа, то таким будет и весь февраль. Если день будет ясный, солнечный — жди ранней весны. «Прыйшлi грамнiцы — скiдай рукавiцы».
«Если на Громницу капель — в весну раннюю верь», если же метель завьюжит, то и до конца месяца метельно будет. Если небо белозвёздно, то зима заплачет поздно. Если с вечера в канун Сретенья небо будет усеяно звёздами, то и зима ещё не скоро «зачнёт плакать», и весна зацветёт на Руси позднее обыкновенного.
По народному поверью в эту пору Медведь, Лесной Хозяин в своей берлоге поворачивается на другой бок-«февраль рассечёт зиму пополам, а медведю бок согреет» На склоне дня славянские ребятишки проживающие на Украине и южнее собиралась где-нибудь на пригорке за околицей и начинала первый раз закликать Солнышко, чтобы выглянуло оно «из-за гор-горы» и показало этим, что Весна действительно встретилась с Зимою. Со дня Громницы начинались первые заклички весны, в районах средней полосы России - закликать весну начинали позже.


Есть чудесный миф «О Змее Громовержце и Оленухе». Суть его проста, как все гениальное. Он описывает основные процессы и вехи течения жизни (и закономерность взаимоотношений Мужчины и Женщины), которые находят свое отражение в праздниках Кола. Жизнь есть единение и взаимодействие двух начал, двух разных энергий. Характер этого взаимодействия и определяет свойства и атрибуты времен года: зарождения, развития, апогея и жатвы урожая.

Змей Громовержец спит в своих подземных чертогах. На груди у него покоится чудесное ожерелье Силы – Огнедева. Мать всего живого Оленуха спускается в чертоги Змея и, воспользовавшись своими женскими чарами, похищает ожерелье Силы. Оленуха выносит на поверхность земли Огнедеву и Силой и Сиянием наполняется Земля. Радуются Дети Земли этой Силе, все живое просыпается, Силою наполняется (Громница, Масленица). Змей же, заметив пропажу, пускается в погоню за Оленухой и тоже выходит на поверхность Земли (Красная Горка, день весеннего равноденствия). А Оленуха, тем временем, возносится еще выше, в чертоги Небесные (Русалий Великдень, Белтан). Там её и настигает обманутый Змей. Но не может он противостоять чарам Матери Всего Живого и соединяется с ней в экстазе любви (Купала, день летнего солнцестояния). Громовержец возвращает себе Огнедеву. Теперь Сила на его стороне, и он увлекает за собою Оленуху в чертоги подземные. В момент вхождения в обитель Громовержца, Оленуха сбрасывает свои рога – символ Мудрости и Силы Матери. Рога остаются Детям Земли и дарят им Мудрость (Богач, день осеннего равноденствия). Змей, довольный своим успехом, успокаивается и засыпает. (Коляда, день зимнего солнцестояния) А у Оленухи, тем временем, вырастают новые рога, и, движимая желанием помочь своим детям, она вновь похищает Ожерелье Силы и выходит с ним на поверхность Земли (Громница). Коло замкнулось.
Как мы видим из Мифа, Громница – это праздник выхода Силы на поверхность земли. День, когда Оленуха дарит людям и земле Силу Огнедевы. В этот день просыпается Змей Громовержец, отсюда и название праздника – Громница.
Ритуал праздника – танец Огнедевы – танец торжества Женской Силы, утверждения и защиты всего живого.
Ритуальный танец творится вокруг большой свечи, от которой впоследствии поджигаются свечи, принесенные участницами ритуала. Свечи, таким образом, обогащаются энергией ритуала (им дают немного погореть, а затем гасят). Затем, когда возникает потребность, Громничные свечи зажигают и используют для защиты дома и целительства, для очищения энергетики окружающего пространства. Существуют хвори, которые, по поверьям, можно изгнать лишь Громничной свечой. Еще в народе Громничные свечи используют для защиты дома от ударов молнии в грозу.

Сретение. 
В пору двоеверия на Руси Сретенье («Сретение Господне») напоминало христианам о встрече младенца Иисуса с иудейским праведником Симеоном, состоявшейся, по христианским поверьям, в иерусалимском храме на сороковой день после «Рождества Христова».
В народе Сретение считается также Первыми Закличками Весны (Вторые Заклички Весны — Сороки — 9 березозола/марта; Третьи Заклички Весны — на Масленицу, в пору Весеннего Равноденствия, когда Весна-Дева приходит в Явь).
Множество обрядов, совершаемых на Сретение/Громницу, связано с так называемыми Громничными свечами (см. далее), а также с водой. В народе издревле почитали «Сильной» воду, набранную на Водокрес (6 сеченя/января), когда творили Великое Водосвятие, а также на Сретение, когда совершалось Малое Водосвятие.
По народным верованиям, купание в проруби на Сретение делает человека сильным и здоровым, и даже простое умывание Сретенской водой уносит многие хвори и болезни.  
Сретение — «перелом» зимы. Считается, что о сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок, предчувствуя скорое своё пробуждение. В народе примечают: «Если на Сретение холода завернут — весна холодная, поздняя», «Тихий и облачный день на Сретение — будет хороший урожай хлебов и плодов», «На Сретение небо звёздное — зима не скоро плакать начнёт (т.е. весна ожидается поздняя)», «На Сретение капель — урожай на пшеницу», «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов, снег в полдень — средних, к вечеру — поздних». На Сретение вечером заклинают Солнце. Если Солнце перед закатом выглянет сквозь облачную наволочь — значит, прошли последние морозы; если же Солнце вовсе не покажется — ожидай суровых Власьевских (приходящих после Велесова/Власьева дня — 11 лютеня/февраля) морозов. При заклинании Солнца на Сретение поют: 
Солнце-вёдрышко, выгляни, красное, из-за горы, Выгляни, Солнышко, до вешней поры!..
  

Славянскому Сретению/Громнице соответствует древнекельтский Имболк (от imb-volk — «ливень») — праздник поворота зимы на весну, время очистительных обрядов (омовений). При римлянах Имболкотмечался в февральские календы (1 февраля). Древние кельты отмечали его в конце третьего Лунного месяца после Самайна и три­надцатого месяца, который добавляли в календарь каждый третий Солнечно-Лунный год.   


Обряд на очищение дома сретенской водой и наполнение его счастьем.
Дана-водица, живая криница, Я тебя из рога выливаю, Всевышнего Бога прославляю! Принеси нам здоровье и очисти тела, осветли помыслы, Как луч утренний луга и леса осветляет, Жизнь в тебе зародилась, посему обнови и обогати жизнь нашу. В телах и душах наших Пусть сила Божья наполнит род наш, Как зима уходит, пропадает, пусть все старое отойдет,
А год Новый счастье и радость в дом принесет. Слава Всевышнему!
Окропить в доме все углы.


Имболк.

Имболк (Имолаг, Имэлк, Оймелк), Конец Зимы – Начало Весны, Праздник течения [молока]

Имболк – праздник порога, и несмотря на то, что он приходится на начало или середину, в зависимости от календаря, самого неприятного зимнего месяца (Faoilleach, «волчьего месяца» или marbh mhios, «мертвого месяца»), но на самом деле символизирует завершение зимы и перелом к весне. Название праздника Imbolc чаще всего связывают со староирландским словом mblek, «молоко» или с кельтским Oimealg – «овечье молоко», но есть и другие версии происхождения слова, к примеру Франсуаза Леру выводит его от префикса imb-, «смывающий», «очищающий» и слова folc, «ливень».

В викканской традиции, во время этого праздника Богиня уже оправилась после родов и нянчит маленького Бога, кормит его грудью. Мелкие домашние божества и духи помогают ей и развлекают сказками и песнями.

Имболк, как календарный праздник, связан, во-первых, с лактацией, а во-вторых, с первым прорастанием семян. В тех районах, где среднесуточные температуры в феврале довольно низки (Шотландия, к примеру), первые движения весны отмечались именно по началу дойки овец, а вот в Ирландии месяц, открываемый Имболком – месяц сева.
Имболк связан с аспектами Богини – Дарительницы благ, Богини-Матери, Хранительницы домашнего очага и уюта. Кроме того, традиционно во время празднеств Имболка чествовалась Бригитта, триипостасная богиня.
Корень имени Бригитта восходит к санскритскому корню bharat-í («высокая», «превосходящая») или же к индоевропейскому корню bhrghnti («та, что превосходит», «та, что возвышается»). Бригитта трехлика, но эти лики не возрастные (девушка – женщина – старуха), как у самых древних богинь, а функционально различные… некоторая проблема заключается в том, что у разных племен три ее лика покровительствовали разным сферам человеческой жизни, но все же выделить основные «направления» ее забот можно.
Во-первых, Бригитта была связана со Словом, как таковым. Она часто выступала как богиня справедливости и правосудия. Вторым аспектом связанности со словом было ее покровительство бардам и поэтам, которые всегда особо ее почитали – в ирландской поэме «Котел поэзии» Бригитта названа хозяйкой волшебного источника Segais у истоков реки Бойн, из которого поэты черпают свою велеречивость и вдохновение. В «дни Бриг», открываемые Имболком, проводились как тинги, так и состязания певцов и бардов.
Второй ипостасью Бриг было покровительство ремеслам, тесно связанным с домашним хозяйством. Ее связывали с прядением и ткачеством (кстати, как и Параскеву Пятницу на Руси – и так же как и в дни почитания Параскевы, в дни, посвященные Бригитте, нельзя было прясть, ткать, а сверх того – разводить огонь в кузнице, пахать или рыхлить землю и выполнять работы, связанные с верчением колеса), с окрашиванием тканей, с пивоварением, сбиванием масла, изготовлением сыра. Ее также связывали с домашними животными и умением за ними ухаживать, у нее просили хорошего приплода для овец и (особенно) коров.
Третья ипостась Бригитты – целительница, травница… причем исцеление, приносимое ею, может быть и физическим, и духовным. В более архаичных представлениях, Бригитта отвечала не только за исцеление, но и за смерть.

«Отведать всякой пищи по порядку, -
вот, что следует делать в Имболк; -
омыть руки, ноги, голову, -
так я говорю».

Обряды Имболка прежде всего связаны с очищением, и духовное очищение в этом отношении прекрасно, но на Имболк прежде всего мылись, прибирали и вычищали дом, чистили очаг, приводили в порядок загоны для скота, чистили и окатывали водой домашних животных, перетряхивали и перебирали запасы еды, заменяли веники и метлы на новые и т.п. Во время праздника приветствовалась сдержанность: не занимались сексом, не пили пива, не пряли и не ткали, вообще не занимались ремеслами. Зато на Имболк обязательно пекся хлеб и взбивалось свежее масло – и кусок хлеба с маслом оставляли на маслобойке в жертву Бригитте. Символом плодородия именно в этот праздник является не зерно (и не хлеб), а молоко: его не только пили, его лили на землю и в водоемы, свеженадоенным молоком обрызгивали постели в доме и дверные косяки.
В горных районах Шотландии еще на рубеже XIX – XX вв. отмечался обычай так называемой «кровати Бридж»: из колосьев последнего снопа женщины делали куколку - Brídeóg, обозначающую богиню, украшали ее лентами, мелкими камешками и пр. и одевали в плащ. Одновременно готовили «постель богини» - тоже из последнего снопа, обрызгивали ее молоком, устилали белой шерстяной тканью, приглашали Brídeóg ложиться. Рядом с куколкой укладывали палку. На всю ночь рядом с ложем оставляли горящую свечу и кувшин свеженадоенного молока, а в некоторых районах еще и кто-то из женщин оставался беречь ночной сон богини. В целом ритуал, видимо, означал, во-первых, впускание богини в дом, а во-вторых – пробуждение ею растительных сил семян. Кстати, кое-где роль Бригитты выполняла выбранная девушка – ее одевали, украшали, и она обходила деревню, держа в руках котел и ведя корову, символы плодородия и изобилия. В самом большом и богатом доме для нее устраивали ложе из зерна и сена, обливали его молоком. Девушка ложилась, и давала благословение всем, приходившим к ней, в обмен на мелкий подарок – монетку, букетик, гребешок и т.п.

Кроме того, Имболк связан (как и большая часть праздников Колеса Года) с огнем и особенно со свечами – его более позднее название Кандлемас, «праздник свечей». На Имболк не только зажигают как можно больше свечей, чтобы живой огонь освещал и очищал дом, но и оставляют свечи гореть на подоконниках на всю ночь, до восхода солнца. В некоторых странах в это время дожигают недогоревшее рождественское полено.
В аграрной обрядности используют еще и факелы – с ними посолонь обходят поля, водят над снегом, изображая таким образом солнечный огонь, растапливающий снег.


Некоторые  традиции, связанные с праздником :
* - В этот день, согласно кельтской мифологии, Мать Хлеба отдыхала на
Земле Духов (Аваллоне или Анноне), набираясь сил. Еще на Самайне она
отдала всю свою жизненную силу Богу, чтобы помочь ему возродиться.
Имболк - праздник выздоровления Богини, очищения и возрождения земли.
Имболк символизирует растущую фазу Богини, тогда как противоположный ей
в Колесе года Ламмас - убывающую. В Ламмас Богиня - старуха, в Имболк -
она возродившаяся и обновленная дева. Именно в Имболк молодые ведьмы
проходили посвящение.
* - Праздник отмечается так же в честь ирландской богини Бригиты (или
Бриджит), богини огня, покровительницы поэзии и ритуального исцеления.
Бригита – одна из немногих языческих богинь, переживших христианизацию –
ее почитают как святую Бригиту, повивальную бабку девы Марии (странно
вот не думала, что в то время уже были повивальные бабки;). Имя
Бригиты возводят к санскритскому корню bharat; ("высокое",
"превосходящее") или к индоевропейскому корню bhrghnti - дословно можно
перевести как "та, что превосходит", "та, что возвышается". К Бригите
взывали судьи для верного суждения и поэты за вдохновением.
* -  Примерно в это же время (1 февраля) древние римляне праздновали
Луперкалию – другой вариант своеобразной церемонии возрождения.
* - В Европе девичий караван носит по домам «последний сноп», ставят его
на почетное место и устраивают пир. В этот же день дожигают
«рождественское полено» в тех домах, где оно не сгорело дотла, и
оставшиеся от Рождества украшения. Как вариант – можно уже убрать елку.
* - Если для кельтов, живущих на островах, праздник Перелома Зимы
становится праздником воды, а для нордов – праздником ветра, то в магии
славян, в особенности западных и порубежных с ними белорусов все больше
проступают огонь и гром. В этих землях праздник называется Громница,
свечи, которые зажигают в этот день – «громнички». Их хранят в течение
года и зажигают во время грозы.
Как отметить:
* - На Имболк взбивали масло со свежесдоенного молока. В этот день можно
прогнозировать события и гадать на жениха ;.
* - Имболк был днем очищения. Было принято омываться самим, поливать
водой собак и домашний скот (например помыть любимую кошку или белую
мышь, у кого есть; ), убирать дом с особой тщательностью (очень
хороший повод наконец то собрать по кучкам интересные вещи), оставлять
на ночь горящей хотя бы одну свечу. В Британии  девушки омываются росой
или снегом.
* - В Имболк нельзя заниматься сексом, ткать, пить пиво, рукоделие
запрещено, прялки убирались в чулан. Нельзя ходить в чужую деревню
и присоединяться к их процессиям.
* - Очищение дома и полезных предметов, инициации, любое новое
начинание, работа с маслами. Если вы увлекаетесь садоводством, то в эту
пору вы можете заранее благословить семена, которые будете сажать в
более теплое время года.
* - Украсьте свой дом свечами, желтыми и белыми лентами, а на свой
столик поставьте кувшин с талой водой. На закате выключите на какое-то
время свет во всех комнатах. А потом пройдитесь по дому и зажгите в
каждом жилом помещении по свече.
Блюда Имболка:
Молоко, особенно топленое, напитки и каши на молоке. Но не кисломолочные продукты.
Овечий и козий сыр – лучше молодой, незрелый, сычужный
Блины и оладьи
Сухофрукты, семена и орехи
Напитки горячие и холодные, нехмельные, чай на молоке


Ведунья Лада Громница-Перуница
2 лютеня/февраля славяне празднуют день Громницы-Перуницы, Небесной Богини, воплощения Блискавки-Молнии. Казалось бы, с чего празднику Молнии быть зимой? Но в традиции всё закономерно. Сей день ещё называют Сретеньем, то есть Встречей: считается, что в этой точке Сварожьего Годового Кола встречаются Зима и Лето (кстати, многие европейские народы, в том числе и славяне, в древности разделяли год на 2 сезона, а не на 4). По поверьям, это единственный день зимы, когда можно услышать гром и увидеть молнию.
Как маленькие «отражения» Небесного Пламени, народ всюду запаливал великие и малые огни на Земле. Среди всех этих огней наиболее известны «громовые свечи», или «громницы», дошедшие до нас через века двоеверия. На Украине эти свечки изготовляли только женщины, и особенно — девушки. Причём громницы часто делались из трёх свечек, переплетённых в косу и расходящихся кверху маленьким Трезубом — символом триединства Нави, Яви и Прави, то есть Всемирья. Эти священные свечи всячески украшались лентами и другими девичьими прикрасами.
В Белоруссии все ритуалы на Громницу были связаны с «грамнічнай» свечой. Воск для неё готовили заранее. Каждый хозяин выплавлял свечу самостоятельно в последний шесток (субботу) перед праздником. Известно, что она была примерно 10 вершков (44 см.) в длину, а толщина — две четверти вершка. Такие размеры позволяли в случае необходимости носить свечу на груди или засунуть в рукав, чтобы никто не мог о ней догадаться.
Громовые свечи — сильное средство народной магии. С их помощью можно отвести молнию и вообще грозу от избы, села или поля. Либо наоборот — закликать во время засухи грозу с дождём. Громничная свеча помогала и во время важных хозяйственных работ: при первом весеннем выгоне скота, распашке поля, сборе урожая и заготовке зерна. Её брали с собой, когда шли свататься или когда бабка-повитуха принимала новорожденного, ставили её в Красный угол на Осенних Дедов (21 – 27 листопада/октября) и Радуницу (Весенние Деды, 1 – 7 травеня/мая), давали человеку при смерти, чтобы легче было отойти в мир иной. Свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась и, чтобы духи были милосердны к ней. Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося при этом Богиню прогнать Своей очищающей и целительной силой духов болезни. Воск её принимался больными, как лекарство.
В Белоруссии на Громницу проводили обряд «агнистага крыжавання» («огненного крещения»). Сначала хозяин крест на крест поджигал (совсем чуть-чуть) у себя на голове волосы, потом — жене, потом всем остальным членам семьи по старшинству. После этого семья шла выжигать крестики на шерсти домашних животных. Потом простукивали свечой все стены, перекрытия и двери своего дома, хлевов и хозяйственных построек. Эти действа должны были уберечь семью от удара молнии и вообще любых разрушительных воздействий. После этого свечку прятали в укромный уголок дома, либо клали в Красный угол среди других святынь.   Существует также очень много примет, связанных с громничной свечой. Во время обряда наблюдали, как горят свечи: частое потрескивание указывает на большое количество гроз в году. Когда человек тяжело умирал, зажигали громничную свечу и смотрели, в какую сторону пойдёт от неё дым: если за двери, то больной скоро умрет, если расходится по дому — будет ёще некоторое время жить.   Но вернёмся к Богине. У южных славян эту Богиню зовут Громовицей. На Украине бытует ещё одно Имя — Паляница (так же называют ритуальный хлеб, что хозяйки пекут в честь особых праздников). Во многих песнях и сказах — это образ Дивчины-Воительницы. Перуница — это волевая, сильная сторона Женского начала. История древних славян знает женщин-богатырш, их так и звали — девы-поляницы (паляницы). Это название, вероятно, происходит от слова «поле» — ведь сражения проходили на просторных открытых полях, ср. выражения: «поле битвы», «поле брани». Эти девы бились против врагов наравне с мужчинами своего племени, что вызывало удивление и восторг чужеземцев.
Традиция подчёркивает девственность Перуницы, Она — именно Девушка-Воин, дочь Перуна, Его первейшая помощница и соратница. Здесь можно провести параллель с древнегреческой традицией. 

Афина — Дева-Воительница, дочь Громовика-Зевса.
Причём, не просто дочка: Зевс самостоятельно породил Её из Своей головы. Таким образом, Она — часть Его сущности, Его «Женская анима», «Зевс в платье». Независимая сильная женщина, идущая своим путём. И это знаменует не только силу, но и храбрость, и острый разум. Афина — ещё и Покровительница мудрости, Она часто изображалась с совою — символом этого достоинства. Atheneum — «храм Афины» — так с античности до сего дня называют «святилища мудрости» — библиотеки, музеи, научные учреждения.  Атрибутом Афины является копьё — скорее всего, символ молнии. Дева Перуница также изображается с золотым «громовым» копьём.   Ещё одна параллель традиций наблюдается с кельтами. 1 лютеня/февраля они празднуют Имболк — древний языческий праздник, сохранившийся в кельтском двоеверии как «день святой Бригиты». До того, как стать христианской «святой», Бригита была кельтской Богиней, Покровительницей поэзии и ремёсел (как и Афина), а особенно — кузнечного дела. А уж эта стезя во все времена и во всех мифологиях связана с Огнём, а равно с Громовыми Божествами.
У славян, проживающих в относительно тёплом климате (Украина и южнее), со дня Перуницы начинаютсязакликания Весны. В условиях средней полосы России это делается позже.
Первые заклички бывают на Сороки — 9 березня/марта. Громница — значимый день для женской волошбы. Особенно для дев, которые на данном этапе ценят Силу и Волю, идут стезёй Перуницы — это наилучший день для свершения важных шагов.  

2. Громничные свечи  
Громничные свечи (Громовые свечи, «громницы») — свечи, посвящаемые в этот день Богу Громовержцу Перуну и Его Божественной Супруге — Громовице-Палянице (Царю Огню и Царице Маланьице/Молоньице — в эпоху двоеверия). Громничные свечи традиционно изготавливались женщинами, особенно — девушками. Часто они делались из трёх свечек, сплетённых в «косу» и расходящихся кверху маленьким Трезубцем — символом единства Тремирья (Яви, Нави и Прави). В Белоруссии Громничные свечи, будучи олицетворениями Живого Огня, Перуновой Силы, изготавливались преимущественно мужчинами. Такую свечу отливал из воска сам хозяин дома в последний шесток (субботу, день в седмице, посвящённый Предкам) перед праздником. Считалось, что чем больше будет Громничная свеча, тем благополучнее пройдёт год. Освящённую на Капище свечу приносили домой, зажигали у порога, после чего каждому из домашних, начиная с самого хозяина дома, «падсмальвалi» волосы на голове в форме «крыжа» (Солнечного и Огненного Креста). Затем с зажжённой свечой обходили весь дом посолонь, заглядывая в каждый угол и поваживая там огнём, дабы «выжечь всё лихо из угла в угол» — очистить Перуновой Силой своё жилище от всякой нежити и скверны. В качестве оберегов на дверях и воротах рисовали или выжигали свечой Солнечные Кресты и Коловраты.Одну Громничную свечу обязательно несли в хлев и разламывали на столько частей, сколько голов домашнего скота там было. Верили, что такая свеча убережёт скотину от падежа и болезней. Для этого скотине чуть-чуть подпаливали ею шерсть, а остатки воска закатывали в шкуру. Громничные свечи, перевязав их полосками пакли, хранили в укромном месте или в Красном куту (домашней Божнице) в течение всего года — до следующей Громницы, используя такую свечу в качестве оберега. В народе верили, что летом Громничная свеча будет хранить дом от удара молнии и пожара. Слыша приближающиеся раскаты грома, её зажигали и ставили на окно с той стороны, откуда надвигалась гроза.Громничные свечи на протяжении года зажигали в пору больших праздников, в дни рождения членов семьи, во время болезни, родов, чтобы облегчить последние минуты жизни умирающему человеку, во время похорон и т.д. Также Громничные свечи широко использовались при волошбе: их зажигали и ставили в воротах, чтобы отвести от себя сглаз и порчу; Громничной свечой «замыкали» (т.е. обходили по кругу) корову, чтобы сберечь её от нечистой силы, и т.п.

Здесь можно почитать подробнее о магических Громовничих свечах.


Tags: Магия, Праздники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments