Псалом 81
"Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его;
но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего".
Ин. гл.15, стихи 12-15
Итак стойте в свободе, которую даровал нам
Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
(Гал. 5;1)
Хорошо известно, что у Христа не было рабов, которые выполняли бы его прихоти, приказы или божественную волю. Да и потом раб или как тогда говорили римляне: "вокале инструменталис" ("говорящее орудие труда"), имеет абсолютно иную мотивацию, чем скажем служитель, ученик (посланник-апостол) или более значительнее -- ДРУГ! Да и потом, Бог Авраама, Измаила. Исаака, Моисея, пророков -- не некая абстрагируемая "величина" обладающая известными атрибутами силы, власти, торчества, разума и т.д. и т.п., а прежде всего Личность. В библейской религии вообще нельзя спросить «что есть Бог?», но только «Кто есть Бог?» Пред Единым Личностным Богом праведный человек «говорит лицом к лицу». Авраам поверил не в Бога, а Богу. Личность говорит с личностью. «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15; 6). Исаак и Иаков, сын и внук Авраама, обретают столь же непосредственное знание Бога в опыте прямого и личного общения с Ним. Таким образом, для потомков этой семьи - прародителей народа Израильского и потомков Измаила - Бог не является: ни абстрактным понятием, ни безличной, вселенской силой. Когда еврейская традиция говорит о Боге, речь идет о "Боге наших отцов", "Боге Авраама, Исаака и Иакова" - конкретной Личности, с которой наши праотцы могли беседовать, могли непосредственно общаться. Следовательно, познание Бога основано здесь на вере-доверии к опыту предков (отсюда религиозный консерватизм и традиционализм), на достоверности их личного свидетельства.
Раб, просто не в состоянии оценить смысл и значение жизни в истине, не ради наград и прощения, а ради Того, Кто положивши душу за други Своя, хочет только одного ... его обожения (стать богом по благодати). Да и среди живущих, мир возможного взаимопонимания возникает исключительно как продукт отношения по меньшей мере двух Личностей /М. Бубер/. Только "полнокровная" Личность может желать ответной "реакции" на призыв, но ... только обращенного к Личности. Образ пастыря и овец, к которому любят прибегать все те, кто хочет и жаждет всеобщего порабощения и те, кто призывает к некой свободе, имеет совершенно иную сакрально-смысловую нагрузку. Овцы идут вокруг пастыря, скажем в отличие от коров и быков(которых необходимо подгонять), :) а если серьёзно, то овца - это символ той самой святой жертвенности (вообще, именно овца-ягненок, является жертвенным животным, отдающим свою жизнь во искупления грешника), которая и есть высший подвиг "положившего душу за други своя".
Тем более, что христианин или мусульманин ("ислам" - "послушание"), прежде всего "воин Бога". Я не очень хорошо представляю себе армию рабов, но зато отлично вижу - армию свободных и исполняющих без принуждение волю и желание Друга (который хочет значительно больше для меня, чем может представить себе мой греховный и порабощенный суетою мира -- ум). Святой удел таких воинов, эта Война против Зла, в любой его инфернальной форме: от обижаемого чинушей сироты и вдовы, вплоть да защиты своего Отечества. Помните, как говорит Господь через пророка Исаию: "К чему Мне множество жертв ваших, - говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю" (Ис. гл. 1;ст. 11-18). Вот, путь воина и поле его святой брани, а не то, что творят инфернальные нелюди.
Вообще, наше дурацкое выражение «ходить под Богом» ставит человека в положение раба у всесильного господина, а библейское «ходить пред Богом» (в других местах еще: «пред Ним лицом к лицу» (Напр. Чис. 14;14. Тов. 13;6), передает неизменное памятование о благом, любящим и правосудном Творце.
P/S.

Персонаж романа, копирайтор Вавилен Татарский, находясь в измененном состоянии сознания, сочиняет сюжет рекламного ролика:
«Кое-как встав с коленей, Татарский добрел до стола, взял ручку и прыгающим паучьим почерком записал: Плакат (сюжет клипа): длинный белый лимузин на фоне Храма Христа Спасителя. Его задняя дверца открыта, и из нее бьет свет. Из света высовывается сандалия, почти касающаяся асфальта, и рука, лежащая на ручке двери. Лика не видим. Только свет, машина, рука и нога. Слоган:
ХРИСТОС СПАСИТЕЛЬ
СОЛИДНЫЙ ГОСПОДЬ ДЛЯ СОЛИДНЫХ ГОСПОД
Вариант:
ГОСПОДЬ ДЛЯ СОЛИДНЫХ ГОСПОД
Бросив ручку, Татарский поднял заплаканные глаза в потолок: «Господи, Тебе нравится?»
Суть пелевинской сатиры в том, что господа у нас теперь гораздо важнее и выше не только чаяний так называемого «народа», но и самого Господа Бога: «помазанники» на поверку оказываются настолько далеки от заповедей Христовых, что хоть и самом деле - всех святых выноси.
Journal information