Наталья (belayvolhiza) wrote,
Наталья
belayvolhiza

Святки (или отделяем мух от котлет).

Это статья для тех, кто празднует Рождество по новому или современному стилю, ибо у славян Коляда/Рождество - рождение нового солнца Коляды праздновалось 24-25 декабря, соответственно Святки - Святые дни начинались 23 декабря в Свят Вечер, а Новолетие 20-21 марта). Я в этой статье собрала особо популярные вырезки из разных статей, чтобы отделить поверья/обряды от христианских правил и вообще искажений ...далее курсивом мои пометки.


Святки —  основной зимний праздник на Руси. Святки,  святые дни —  две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси.  В Святки,  никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. (?) По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми. (Полный бред... наши Предки с уважением относились к душам умерших и ведующим матерям (ведьмам) и потому такие поверья явное искажение. Нечистыми ранее назывались души-потеряшки, души, которые по тем или иным причинам не смогли уйти за речку Смородину/Радужный мост...остались привязанными здесь и стали питаться энергией живых...низковибрационной энергией - нечистой. Именно таким душам и помогали осовбодиться в святые дни и уйти в новое воплощение). Святки также называют «святыми вечерами», в память о библейских событиях рождества и крещения Христовых, которые происходили в тёмное время суток (ночью и вечером). Уже церковный собор 567-го года утвердил эти 12 дней как праздничные (12 – по числу месяцев в году). В них было запрещено совершать таинство брака, например. Православные установки запрещали на Руси в эти дни ходить разряженными по улицам, плясать и петь песни (всё это считалось бесовским). Кроме того, Церковью запрещены гадания в рождественский сочельник. Нарушение этих установок наказывается отлучением от православия на 6 лет. Во время святочных празднеств среди людей православного вероисповедания считалось обязательным совершать такие дела как раздача подарков детям, подаяния – бедным людям, помощь старикам тоже считалась делом необходимым.
Христианин должен во время святочных празднеств отстоять хотя бы одну церковную службу.
День 14-го января считается церковным новым годом. В этот день в православных церквах проводятся богослужения в честь наступающего года. 14-го января вечером, как и в рождественский сочельник (как и в крещенский сочельник), в народе проходят колядки.

Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадание на будущее. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. (Не было гаданий, в том виде какие они дошли до нас...были заклады/загадывания...наши предки  считали себя детьми Бога и потому умели и знали, как закладывать намерения в новолетие и т.п., они знали, что они Творцы.  А сами даты закладов были приурочены к дням почитания Предков/Богов, чтобы советоваться с ними и с их благословением зачинать намерения...зачинать новое, и то, после определенных обрядов прощения/благодарения/отпускания. Гадания - обращение к Богам).

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи, её ставили на окно или порог для угощения Деда Мороза (см. подробнее о Дед Морозе тут) и для приходящих в святочное время душ умерших Предков. Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех поколений предков, которые, по народным представлениям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни. (Ритуальная пища для умерших предков..это уже не имеет отношение к Рождеству Христову, это уже смесь ядрённая традиций).

Было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — загадывали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки.
(Полное искажение...ведь не логично.... Это получается с Рождества до Нового года празднуют, а потом начинается "страшная" неделя...допраздновались?))) после наступления Нового Года начинаются "страшные вечера" на всю неделю...это как?
Именно в святые дни (дни, а не недели) и обращались за советами к Предкам и Богам, а в страСТные дни исправляли/ладили/устраняли...правили страхи/пороки, отпускали обиды, очищались и в конце святок на 12 день был... день Обновления/Перерождения - Водосвятие.
Например, обращается добрый молодец к старейшине Рода...мол, хочу дом построить и жениться...благословите. А старейшина обратился к Предкам и посовещавшись с ними ответил:...нет, добрый молодец...не готов ты, есть у тебя вот то-то и то-то, что мешает исполнить твоё желание мирозданию и получить благословение Предков, вот исправишь и приходи... Уходит добрый молодец и начинаются у него страстные дни, когда он...коли пожелает, начинает править себя и исправлять то, что мешает ему достичь желаемое, исправит и вернется.
А если брать название как есть, мол страшные, потому что нечисть гуляла в те вечера, так еще не логичнее получается...нечисть в разгуле, а они гадают...и загадывают будущее).


В первый же день Святок зажигается костёр, посвящённый Коляде (это также древнее божество восточных славян), – в старину этот огонь поддерживался все 12 святочных дней. Праздник в настоящее время с размахом отмечается в сельских поселениях. Одной из примет его является, например, то, что в первый вечер Святок с возвышенности спускают горящее колесо, символизирующее то, что старый год вместе со всеми его ненастьями кончился. (Тут даже без комментариев...).
Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» — умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник — канун Рождества — выпекали из теста «козульки» («коровки») — печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. (остатки обрядов обращения к Богу Велесу). Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен — пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник. (Весь абзац не имеет никакого отношения к Рождеству Христову, всё из традиции празднования Коляды и почитания Велеса.)


Одна из традиций праздника – переодеваниие в праздничные одежды, или ряженье (обычно это толкуется как образ обновления природы). Молодые люди (особенно это актуально было для старины) переодевались в праздничные одежды, плясали и веселились (все эти приметы до сих пор живы в российских деревнях). С ряженьем связано и пение колядок – праздничных песен, которыми славились хозяева домов, через которые проходили колядующие (диалектные, т.е. местные названия колядок – овсени, виноградье). Ещё одна тема колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются тропарь и кондак рождественского дня (этот обычай пришёл из православия; тропарь – краткое песнопение, в котором излагается сущность праздничного дня, кондак – небольшое песнопение, 1-2 строчки молитвы, которые произносятся в параллель тропарю, т.е. раскрывают суть дня). (Всё смешалось в мире этом)))...и колядки и тропари). Колядующие обычно выходят из чужих домов не с пустыми руками – там их одаривают сладостями, например. Эта традиция также сохранилась в сельских поселениях России. Там до сих пор в вечер перед Рождеством Христовым ходят колядующие и поют колядки (обычно это делают маленькие дети 10-12 лет). Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки (про урожай), дети разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другом доме.
Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. (Интересное замещение не правда ли? ...звезда-солнце, поздравляли с рождением солнца/Бога, что потом заменили на звезду, а суть-то осталась:))).

Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду — скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота.  Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу.  Своеобразным испытанием готовности к браку,  было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке. Сама молодежь вечерами нередко «машкаровалась» и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.
(очень интересно...если работаешь в эти дни- что-то случиться с животными...к чему бы это? а не тут ли ответ: Велес покровитель животных. Про накажет Бог ...вообще умолчу. Про развления: во времена святок была зима...работы было мало, были дни почитания Богов/Предков...были обрядовые дни, где решались важные вопросы Рода на будущее, в том числе подбирали будущие пары для свадеб, даже игрища были ритуальные. Ну, и понятно что опять это всё не имеет отношение к Рождеству Христову).
Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.
(Это уже явно поздняя трактовка...как раз таки на святках и решалось будущее девиц на выданье и после Водосвята большинство пар было уже сформировано и потому гадание на замужество было не актуально, а вот блюдо взялось из обрядов почитания...приносили дары Предкам/Богам, чтобы получить благословения, там были нюансы...но об этом позже).

День 6-е января считается днём поста (рождественский сочельник), пост продолжается буквально до появления первой звезды на небе. К встрече Рождества Христова и пиршеству после поста готовят новую чистую одежду (работает примета «нельзя на пир являться в старой одежде»). (Скорее как символ обновление после поста)
Весь день 7-е января следует либо ходить по гостям, либо принимать гостей. Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется. (Пост перед Святками действительно был, начинался он 16 декабря и длился 9 дней до 25 декабря (Коляда). 9 дневный пост души и тела для обновления предшествует всем важным датам 4 раза в лето/год).

Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев. (Кого изгонять из озер и рек? Духов озерных и речных...их исконных жителей и хранителей?....нечистые жили возле людей, а в реках и лесах живут стихиалии, Духи природные - Хранители. День Водосвята - это день очищения души и плоти, чтобы обрести триединство Души-Тела и Духа, в этот день вся вода становилась священной-очищающей, отсюда и купания/обливания и т.д. Только вот день этот 06 января, 12 день Святок., а 14 января начиналась вещая седьмица - День Волхвов).

Вот некоторые святочные приметы: если накануне Рождества Христова метель, то быстро снег сойдёт весной и природа начнёт покрываться ранней листвой (также означает то, что пасечники соберут большой урожай мёда). Напротив, если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной. Если в первые дни Святок на деревьях иней, то будет хороший урожай хлеба. Есть и такая примета-поговорка: «С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз», т.е. солнечный день удлиняется, но вплоть до марта будут морозы.

Гадания на Святки проходят в вечер рождественского сочельника (кроме того, это также вечер Васильева дня и крещенский сочельник). Помимо гаданий на урожай и на будущий год проводятся гадания на девичью судьбу (такие гадания проходят в бане, традиция, как и большинство святочных традиций, сохранилась в российских деревнях). В девичьих гаданиях принимали участие только молодые девушки, приступали они к этому, распустив волосы и сняв с себя все обереги, в том числе и православный крест. (Ээээ...я бы не советовала творить такие гадания без знания... Банники они знаете-ли не особо добрые к чужим девицам, да и снимать с себя все обереги можно только в святом месте/месте силы или во время обряда очищения, но уж точно не гадая в бане. Да, и кого вы там призывать на помощь будете? в бане то? Банника? не, ну, он конечно поиграться-то любит, если его угостить, а если нет...то зло пошутить может).
Существует традиция не выметать сор из дома в период с рождественского сочельника до дня 14-го января (церковный новый год), потом весь этот сор, собранный вместе, сжигается за один раз во дворе (так несчастья прошедшего года уходят в прошлое). (Сор из избы вообще никогда не выметался...даже поговорка есть такая "Не мети сор из избы, лада в доме не будет", сор всегда сжигался в печи с наговорами).
Во время Святок каждый день хочется прожить по-особенному. Снам и знамениям в эти дни уделяется повышенное внимание, потому что в некотором роде эти 12 дней считаются «волшебными». Самый «вещий» сон снится в рождественский сочельник.

Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье (для святочных дней характерны три больших застолья – в рождественский сочельник, в вечер Васильева дня, т.е. 14-е января, в крещенский сочельник). Главное блюдо – кутья (распаренные зёрна пшеницы и ягоды, например, изюм). Кроме того, на столе стояли блины и овсяный кисель. Если в прошедшем году из членов семьи кто-то умер, то на столе появлялся дополнительный прибор – для умершего. Считалось ведь, что в эти дни души умерших витают среди нас. (Только не забудьте потом проводить Дух Предка назад в свой мир).
2-я неделя Святок, т.е. «страшная» неделя, ознаменовывается тем, что дома окропляются святой водой, мелом ставятся кресты на внешних и внутренних дверях, помещения окуриваются ладаном.
«Страшная» неделя также важна подготовкой к встрече Крещения Господня (прорубаются проруби во льду, загодя освящается вода в церквях). (Вот здесь логичнее.."страшная" неделя, скорее всего "страстная" неделя, неделя очищения себя и пространства перед Крещением, без гаданий и прочего)

Таковы святочные дни, являющиеся переходом от одного глобального православного праздника к другому. Они соединили в себе множество православных и языческих черт, став своеобразной данью памяти седой старине.

В общем, если вы сторонник традиционного празднования Рождества и других современных дат, и если вы намеряны использовать ритуалы и обычаи, коими пестрит интернет, где всё понамешано и скажено, то не поленитесь и узнайте истоки этих обрядов, дат и ритуалов...будьте осознаннее и включайте внутренние барометры :)
Я с уважением отношусь к разным традициям, в том числе и к эгрегору христианства, только если оно не понамешано в ядрённую смесь с народными поверьями (порой искажёнными до абсурда), со славянскими традициями и еще не знамо чем:). Хотя, свобода выбора и воли есть у каждого...и если вы что-то делаете, то делайте это либо с юмором, либо со знанием.
Но лучше всего просто радоваться каждому новому дню, придумывать свои маленькие ритуалы и обычаи, которые будут приносить улыбку и радость вам и вашей семье.
Если у вас есть вопросы или дополнения...буду рада общению:)




Tags: Мои статьи, Праздники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment